Если оси часто повторяются, возникает ритм. Ритмичные повторения чрезвычайно характерны для мебельных изделий. Основная композиционная задача при использовании ритма: выбрать частоту повторения в заданном размере так, чтобы повторение усиливало выразительность, а повторяющийся элемент естественно вписывался бы в композиционную схему. Чрезмерно частый ритм измельчает деталь, делает ее неубедительной. Ритм необязательно должен быть равномерным и равнозначным. Чередующиеся детали одного характера могут иметь разную форму при одинаковых расстояниях до их зрительных центров, а при одинаковых деталях расстояния могут изменяться. Этот прием используется при необходимости направить внимание зрителя к главной части композиции. Ощущение ритма появляется только при наличии не менее трех повторений. Размер прорабатываемой поверхности предмета или орнамента на выбор количества осей и частоту повторяющихся деталей оказывает мало влияния. И в шкатулке, и в стенке шкафа их может быть одинаковое количество, основное влияние здесь оказывает масштабность частей, соединяемых в единую композицию. Краевые элементы, участвующие в ритме, должны отличаться от рядовых. Для повышения выразительности композиции часто используют принцип подобия, при котором фигуры меньшего размера собираются вокруг большой фигуры той же формы. На этом принципе построены очень многие орнаменты. Глазу кажется естественным сочетание подобных фигур.
Версия для печати
|